В данной статье мы не рассматриваем потенциальные рычаги изменения номенклатуры планируемой продукции и возможности перехода на производство продукции с более высокой добавочной стоимостью и маржинальностью для инвесторов.
По опыту «Партнеры в эффективности» для проектов на стадии проектирования, либо в ранней стадии реализации, существенным фактором повышения NPV проекта становится оптимизация производственной цепочки и выбор правильных технологических решений. По нашим оценкам влияние данного фактора может составлять от 100% к прогнозному NPV проекта. Второй по значимости фактор оптимизации NPV – пересмотр критического пути сокращение сроков реализации проекта. Его применение обычно позволяет повысить NPV на 10%–50%.
Оценка потенциала повышения NPV проекта по стадиям инвестпроекта
Говоря про производственную цепочку и выбор технологических решений, мы выделяем 2 ключевых фактора улучшений: оптимизацию масштабов проекта и оптимизацию технологической цепочки, а именно избыточных мощностей отдельных производственных и хозяйственных объектов.
Рассмотрим первый фактор улучшения – оптимизацию масштабов проекта на основании примера по повышению эффективности подземного рудника.
Пример 1: для крупного клиента в РФ был увеличен NPV, одним из главных факторов которого стало увеличение проектной мощности рудника.
В ходе выявления эффекта по предложенным мероприятиям для увеличения добычи была увеличена общая проектная мощность рудника, путем оптимизации работы скипо-клетьевого ствола, оптимизация схемы вентиляции, позволяющей добывать больший объём при уже существующих объектах вентиляции (ГВУ) и расшивки мощность закладочного комплекса.
Профиль добычи (конкретные данные абраны в целях конфиденциальности), млн тонн
Второй фактор улучшения связан с несбалансированностью технологической цепочки, то есть с избыточными мощностями отдельных объектов, которые закладываются на этапе ТЭО/пред-ТЭО и этапе проектирования, причем это касается как основного технологического процесса, так и вспомогательных процессов.
По нашему опыту причинами избыточных мощностей на этапах ТЭО/пред-ТЭО и проектирования являются пять причин:
Пример 1: Клиент строил очистные сооружения для очистки сточных вод обогатительной фабрики, при этом показатели качества очистки воды планировались выше, чем требования по качеству воды на входе в обогатительный процесс.
Пример 1: Клиент планировал к строительству дорогу с избыточной шириной для прогнозируемого грузопотока, а также освещением. Анализ проектной документации выявил избыточные требования к классу дороги на части маршрута, что позволило уменьшить ширину проектируемой дороги. Также, сопоставимые дороги в регионе эксплуатировались без освещения без претензий со стороны регулирующих органов.
Пример 2: Клиент планировал построить газопровод, который имел множество переходов через автодороги и инженерные коммуникации. Данные переходы имели в 1,5 большую металлоемкость, чем переходы сопоставимого газопровода прочих предприятий региона, и не учитывали несущую способность самого трубопровода.
Пример 1: Клиент планировал построить ремонтные боксы для обслуживания горной техники, при этом емкость боксов соответствовала количеству техники, которое клиент достигнет только на 4 год эксплуатации карьера.
Пример 1: Клиент планировал к строительству площадку служб экстренного реагирования (ПСЭР), состоящую из пожарного депо, отделения ВГСЧ, трансформаторной подстанции, учебно-тренировочного комплекса. Согласно требованиям законодательства для планируемой мощности ГОКа пожарное депо не требуется при согласовании компенсирующих мероприятий. А для размещения ВГСЧ достаточно выделение площадей в существующих объектах или строительство здания значительно меньшего объёма, чем запроектированная ПСЭР.
Пример 2: Клиент планировал возведение временного жилого комплекса (ВЖК) для всех сотрудников ГОКа.. При этом существовала возможность использовать ВЖК подрядчиков на строительстве крупных объектов ГОКа после их демобилизации с объекта, срок службы которых составлял 20 лет. После переговоров с подрядчиками, появилась возможность отказаться от строительства части ВЖК.
Пример 1: Проектный институт запланировал строительство здания административно-бытового комплекса (АБК) исходя из предпосылки, что весь персонал ГОКа должен будет обедать, переодеваться и обеспечен душевыми в данном здании. Однако, проектом были запроектированы душевые, комнаты приема пищи в других производственных зданиях (ТЭЦ, ремонтно-механические цехи), а также в вахтовом поселке (для персонала карьера). Пересчет количества персонала, обслуживаемого в АБК позволил сократить объемы строительства и затраты по объекту на 60%.
Наш опыт показывает, что оптимизация сроков реализации инвестиционных проектов прежде всего связана с выделением критического пути и более быстрого выполнения задач, находящихся на нем. Концепция критического пути является довольно простой, но не все проектные команды применяют ее в свое работе, поэтому зачастую в календарно-сетевом графике проекта оптимизации с т.з. сроков подлежат задачи, которые не влияют на увеличение общих сроков проекта.
Пример 1: В ходе анализа проекта расширения ГОК было выявлено, что на критическом пути проекта находится строительство подстанции 220 кВ. По причине задержек с проектированием и строительством ПС общие расчетные задержки ввода новых мощностей ГОК составляли до 8 месяцев. Совместной проектной командой было найдено альтернативное решение в виде строительства модульной подстанции. Применение такого решения позволяет сократить отставание от намеченных первоначальных сроков модернизации ГОК, т.к. расчетное сокращение сроков СМР и ПНР подстанции составляет 10 месяцев за счет использования уже готовых конструкций.
Пример 2: В процессе строительства подземного рудника, выяснилось, что текущие темпы строительства наклонного съезда не позволяют начать нарезку шахтного поля до окончания строительства ствола. В рамках проекта были разработаны и позднее внедрены инициативы по повышению скорости проходки наклонного съезда, что позволяло руднику выйти на проектную мощность на несколько лет раньше ожидаемых сроков. Дополнительно, была выбрана альтернативная трассировка наклонного съезда на глубокие горизонты, проходящая в более крепких породах и предложена альтернативная схема нарезки низлежащего горизонта.
Зачастую в крупных инвестиционных проектах компаний промышленного сектора существует значительный потенциал повышения NPV, который возможно реализовать при применении структурированного подхода по стадиям инвестпроекта - от пересмотра обоснованности параметров, заложенных в проектные решения, до ускорения сроков строительства за счет управления критическим путем. Наш опыт работы с российскими компаниями показывает, что потенциал повышения NPV может достигать сотни процентов, что крайне важно как для акционеров, так и для банков, финансирующих проект и регионов, где новые проекты создают новые рабочие места.
Оптимизация неосвоенного бюджета проектного финансирования строительства крупного ГОКа в России на 36% для возвращения в утвержденный бюджет проекта.
Эффект проекта, достигнутый за 2 месяца, % от первоначального бюджета
Ускорение и оптимизация строительства подземного рудника на российском горно-обогатительном комбинате позволило увеличить NPV инвестиционного проекта на +805%.
Эффект к базовому NPV за счет разработанных мероприятий, %