Оптимизация затрат в дорожном строительстве: как справиться с вызовами и повысить эффективность

04.03.2025

Резюме

  • Дорожно-строительные компании сегодня сталкиваются с серьезными вызовами: рост цен на материалы и оборудование, дефицит рабочей силы, нехватка запчастей для техники и удорожание заемного финансирования
  • Некоторые компании справляются с этим благодаря эффективному управлению, но многие вынуждены мириться со снижением рентабельности
  • В этом инсайте мы разберем, как дорожно-строительные компании могут оптимизировать затраты, внедряя системные решения и инструменты управления

Основные проблемы и их влияние на затраты

Реализация дорожно-строительных проектов - это сложный процесс, который требует четкой координации множества факторов. Однако, как показывает практика, даже при наличии отработанных методик и опыта, компании сталкиваются с рядом системных проблем, приводящих к увеличению затрат и сдвигу сроков сдачи объектов.

Эти проблемы затрагивают ключевые аспекты управления:

  • планирование и бюджетирование
  • согласованность между участниками
  • оперативное управление
  • взаимодействие с подрядчиками
  • внедрение улучшений

Анализ данных трудностей позволит лучше понять их влияние на увеличение затрат и сдвиг сроков, а также наметить пути их устранения для повышения эффективности строительных процессов.

1. Планирование и бюджетирование

Отсутствие четкого планирования приводит к перерасходам: материалы докупаются по завышенным ценам, техника перегоняется многократно, а сверхурочная работа сотрудников увеличивает затраты. Кроме того, изменения в графиках строительства из-за ошибок проектирования, неучтенных корректировок в процессе работ и других факторов сдвигают сроки сдачи проекта. Еще одной проблемой являются устаревшие нормы калькуляций на выполнение работ, что вызывает расхождения между плановыми и фактическими затратами.

2. Согласованность между участниками

Отсутствие единого понимания конструктивов, находящихся на критическом пути строительства, ведет к росту затрат проекта. В процесс вовлечены различные участники с разными целями и КПЭ: заказчик, управляющая компания, проектный офис, внутренние и внешние подрядчики. Кроме того, наблюдается недостаток детализации и оперативности в учете затрат между управляющей компанией, зависимыми обществами и проектами. Информация о фактическом выполнении работ и расходовании средств поступает из нескольких источников, что усложняет процесс контроля и анализа.

3. Оперативное управление

Отсутствие должного контроля за выработкой и темпами работ на уровне смен приводит к срыву производственной программы. Кроме того, наблюдается перерасход затрат на управление автомобильной и дорожно-строительной техникой из-за недостаточного мониторинга ключевых факторов производительности.

4. Взаимодействие с подрядчиками

Нередко подрядчики не соблюдают заявленные темпы работ, а возможность их быстрой замены отсутствует. Кроме того, оформление исполнительной документации часто сопровождается задержками и ошибками, что приводит к несвоевременной оплате выполненных работ.

5. Внедрение улучшений

Мероприятия по оптимизации не всегда приводят к заметному снижению затрат проекта. Процесс их согласования часто затягивается, и к моменту внедрения они теряют актуальность. Кроме того, тиражирование успешных практик затруднено, что препятствует обмену опытом между строительными проектами.

Как справиться с вызовами: двухуровневый подход

По нашим наблюдениям, компании из различных отраслей промышленности - машиностроения, металлургии, горнодобывающей отрасли и других - сталкиваются с аналогичными проблемами при реализации инвестиционных проектов. Для решения этих задач как российские, так и международные компании внедряют и развивают производственные системы, которые помогают структурировать и организовать операционную и проектную деятельность. Однако в автодорожной отрасли практика внедрения таких систем пока не получила широкого распространения. Это открывает возможности для адаптации и развития производственных систем, в том числе в сфере строительства автодорог и инфраструктуры.

Наш опыт работы с российскими компаниями показывает, что для успешного внедрения производственной системы необходим комплексный подход на двух уровнях:

  1. Уровень управляющей компании
  2. Уровень отдельных проектов

Такой подход позволяет эффективнее управлять ресурсами, выявлять и распространять успешные практики, а также достигать мультипликативного эффекта от внедрения оптимизационных мероприятий.

1. Инструменты для управляющей компании

Эффективное управление строительными проектами требует не только грамотного планирования, но и внедрения системных инструментов, которые помогают минимизировать риски, ускорить процессы и улучшить взаимодействие между всеми участниками. Наш опыт подтверждает, что компании, применяющие на уровне управляющей компании такие ключевые инструменты, как формирование портфеля мероприятий, оптимизация системы управления, развитие компетенций сотрудников и повышение согласованности внутри команд, достигают значительных результатов: сокращают сроки, снижают затраты и повышают общую эффективность управления проектами.

  • Портфель мероприятий: Выстраивание централизованной работы над регулярными улучшениями позволяет приоритизировать ключевые мероприятия и эффективно распределять ресурсы.
    Пример из практики: В рамках проекта с одним из клиентов мы сформировали портфель мероприятий, направленных на ускорение строительства ключевых конструктивов, находящихся на критическом пути. Это позволило не только оптимизировать сроки, но и сократить затраты. Отчеты о выполнении плана внедрения мероприятий и обсуждение дальнейших шагов были включены в стандартную еженедельную повестку совещаний между проектом и управляющей компанией. В результате удалось сократить критический путь строительства на 100 суток.
  • Система управления: Изменение системы управления включает в себя определение ключевых показателей эффективности (КПЭ), четкое разграничение ответственности, разработку стандартов и инструкций, а также выстраивание единого каскада совещаний.
    Пример из практики: Клиент стремился унифицировать процесс проектного управления и контроля за прогрессом отдельных проектов. Совместно с клиентом мы разработали и утвердили стандарт управления строительным проектом на этапе реализации. Кроме того, был внедрен и многократно проверен на практике стандартный каскад совещаний — от уровня разборов команды проекта с подрядчиками до отчетных встреч руководства проекта с топ-менеджментом управляющей компании. Эти шаги позволили выстроить единый подход к управлению и контролю за строительными проектами, сфокусировать топ-менеджмент на наиболее приоритетных проблемах и увеличить скорость принятия решений.
  • Развитие сотрудников: Разработка программы обучения для ключевых сотрудников на основе матрицы компетенций, а также составление и регулярное обновление индивидуальных планов развития позволяют повысить профессиональный уровень команды и достичь стратегических целей компании.
    Пример из практики: Клиент был заинтересован в развитии навыков ключевых сотрудников, которые напрямую влияют на стоимость и сроки строительства. В рамках проекта были сформированы матрицы компетенций для оценки текущего уровня навыков, составлены и актуализированы индивидуальные планы развития для ключевых ИТР производственной компании и строительных управлений, проведены тренинги для менеджмента управляющей компании, команды непрерывных улучшений и руководства проекта, а также организована система наставничества, включающая обучение ответственных сотрудников использованию внедренных инструментов проектного управления и последующий контроль за качеством их самостоятельной работы. Эти меры позволили не только повысить квалификацию сотрудников, но и обеспечить устойчивое применение новых инструментов и подходов в ежедневной работе.
  • Согласованность и вовлеченность: Для повышения вовлеченности персонала в решение производственных и управленческих задач используются регулярные разборы результатов, сессии генерации идей и мотивация за достижение амбициозных целей. Уровень согласованности между сотрудниками повышается за счет проведения линейных обходов, сессий обратной связи и использования визуальных досок.
    Пример из практики: Клиент столкнулся с низким уровнем реализации оптимизационных мероприятий, необходимых для достижения целей проекта. Мы предложили управленческие рычаги и мероприятия по повышению мотивации сотрудников внутреннего подрядчика, отвечающего за строительство искусственных сооружений на критическом пути проекта. Также был внедрен инструмент «Линейный обход», который позволил выявить потенциальные зоны для улучшения производственного процесса. Это привело к разработке и внедрению мероприятий, направленных на сокращение затрат проекта.

Инструменты управляющей компании

2. Инструменты для проектов

На уровне отдельных проектов успешная реализация зависит от применения конкретных инструментов, которые обеспечивают контроль за сроками, ресурсами и качеством работ. Такие инструменты, как управление критическим путем, мониторинг готовности к началу работ, отслеживание темпов выполнения задач и обеспечение согласованности между всеми участниками, помогают выявлять риски, оптимизировать процессы и достигать плановых показателей, обеспечивая своевременное завершение проектов в рамках целевого бюджета.

  • Управление критическим путем: Единое планирование выполнения строительных работ с выделением критического пути и активное управление им являются залогом завершения проекта в срок и в рамках целевого бюджета.
    Пример из практики: Клиент использовал график производства работ только для контроля общего уровня освоения производственной программы, без отслеживания и оптимизации критического пути. Нами был разработан детальный график проекта с учетом технологии выполнения работ, выделен критический путь и проведено пять сессий, направленных на его сокращение и уменьшение накладных расходов, выработаны и внедрены конкретные мероприятия. Выделение критического пути позволило определить ближайшие ключевые вехи при строительстве моста, а также разработать и внедрить меры для обеспечения плановых темпов выполнения работ, таких как опускание пролетных строений и устройство плиты проезжей части.
  • Готовность: Мониторинг готовности позволяет контролировать выполнение подготовительных этапов перед началом строительно-монтажных работ, включая наличие разрешительной документации, необходимых материалов, подготовленной площадки, а также мобилизацию рабочих и техники подрядчика.
    Пример из практики: Клиент делегировал проверку готовности подрядчикам, что часто приводило к смещению даты начала работ. Для решения этой проблемы были разработаны и внедрены трекеры готовности по объектам основного хода, энергохозяйства и искусственным сооружениям. Это позволило выявить риски, связанные с недостаточным количеством бетононасосов при возведении опор моста, а также обнаружить возможность параллельного выполнения монтажа смотровых ходов со сборкой и сваркой металлоконструкций пролетных строений.
  • Темп работ: Отслеживание темпов работ позволяет оценить достаточность текущей производительности и при необходимости разработать меры для повышения эффективности.
    Пример из практики: Клиент контролировал выполнение работ подрядчиками только по крупным вехам, таким как завершение бетонирования опоры моста или площадки локальных очистных сооружений (ЛОС), не уделяя внимания темпам выполнения промежуточных этапов (устройство опалубки, армирование и т.д.). Совместно с клиентом мы детализировали работы, что позволило отслеживать ежесуточные темпы и своевременно выявлять риски сниженной производительности при возведении опор и устройстве ЛОС.
  • Согласованность: Каскад совещаний и отчетности играет ключевую роль в обеспечении согласованности видения и действий на всех уровнях управления проектом.
    Пример из практики: Клиент проводил регулярные совещания с ключевыми подрядчиками, используя только протокол поручений, что не позволяло фокусироваться на текущих проблемах и будущих рисках на основе актуальных оперативных данных. Нами был внедрен каскад совещаний, включающий регулярные встречи с ключевыми подрядчиками, штаб строительства с еженедельным разбором прогресса, производственное совещание с управляющей компанией, а также стандартная отчетность, охватывающая прогресс строительного проекта, статус оптимизационных мероприятий, темпы работ на критическом пути и риски готовности к началу выполнения будущих работ.

Инструменты для проектов

Кейс из практики: экономия 450 млн рублей

Наш клиент, одна из крупнейших российских дорожно-строительных компаний, столкнулся с серьезной проблемой: при реализации проекта строительства федеральной автомобильной трассы затраты стали существенно превышать плановые показатели. Несмотря на предыдущий опыт внедрения отдельных инициатив по оптимизации бюджета, клиент понимал, что разовые меры уже не справляются. Требовался более системный подход, который позволил бы не только снизить затраты, но и оптимизировать сроки и рентабельность ключевых проектов в портфеле управляющей компании.

Именно тогда клиент и обратился к нам. Наша задача заключалась в том, чтобы выявить возможности для оптимизации строительного бюджета, внедрить производственную систему, включающую инициативы по снижению затрат, а также разработать инструменты проектного управления, которые можно было бы масштабировать на другие объекты.

Мы начали с формирования портфеля мероприятий, направленных на сокращение затрат на 450 млн рублей. Одной из ключевых инициатив стало ускорение строительства моста, который находился на критическом пути проекта. Мы предложили параллельное выполнение работ по устройству железобетонной плиты и ускорили темпы сборки металлоконструкций пролетных строений. Это позволило сократить сроки строительства моста на 100 суток по сравнению с базовым графиком.

Кроме того, мы оптимизировали цикличные операции, такие как устройство опор, прокладка кабельной линии и монтаж автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Мы также сократили количество слоев армирования основания металлической водопропускной трубы и исключили использование вспомогательной техники при монтаже опалубки и подвесов.

Однако на этом работа не закончилась. Мы внедрили 10 инструментов управления строительным проектом, которые существенно повысили эффективность работы клиента. Среди них календарно-сетевой график с выделением критического пути, сессии по его сокращению, месячно-сменный график производства работ, трекеры готовности и темпов выполнения работ, а также линейные обходы и сессии решения проблем.

Чтобы обеспечить оперативное принятие решений, мы разработали и внедрили стандартизированную отчетность и каскад совещаний. Это позволило клиенту не только контролировать текущие процессы, но и быстро реагировать на возникающие проблемы и вызовы.

Результаты превзошли ожидания. Клиент не только сэкономил 450 млн рублей, но и значительно улучшил управление проектами. Внедренные инструменты и подходы стали новой стандартной практикой, которую компания теперь успешно применяет на других объектах.


Кейс выше - яркий пример того, как системный подход и грамотное управление могут превратить сложный проект в успешный кейс, приносящий ощутимые результаты.
Системный подход к управлению и оптимизации процессов позволяет дорожно-строительным компаниям не только справляться с текущими вызовами, но и достигать значительных результатов. Внедрение производственной системы, фокус на планировании, слаженности процессов и развитии сотрудников -  ключ к повышению рентабельности и эффективности строительных проектов.

Опыт наших клиентов показывает, что даже в сложных условиях можно добиться успеха, если действовать системно и использовать проверенные инструменты.

Авторы

  • Антон
    Старший партнёр
  • Андрей
    Менеджер