Реализация дорожно-строительных проектов - это сложный процесс, который требует четкой координации множества факторов. Однако, как показывает практика, даже при наличии отработанных методик и опыта, компании сталкиваются с рядом системных проблем, приводящих к увеличению затрат и сдвигу сроков сдачи объектов.
Эти проблемы затрагивают ключевые аспекты управления:
Анализ данных трудностей позволит лучше понять их влияние на увеличение затрат и сдвиг сроков, а также наметить пути их устранения для повышения эффективности строительных процессов.
Отсутствие четкого планирования приводит к перерасходам: материалы докупаются по завышенным ценам, техника перегоняется многократно, а сверхурочная работа сотрудников увеличивает затраты. Кроме того, изменения в графиках строительства из-за ошибок проектирования, неучтенных корректировок в процессе работ и других факторов сдвигают сроки сдачи проекта. Еще одной проблемой являются устаревшие нормы калькуляций на выполнение работ, что вызывает расхождения между плановыми и фактическими затратами.
Отсутствие единого понимания конструктивов, находящихся на критическом пути строительства, ведет к росту затрат проекта. В процесс вовлечены различные участники с разными целями и КПЭ: заказчик, управляющая компания, проектный офис, внутренние и внешние подрядчики. Кроме того, наблюдается недостаток детализации и оперативности в учете затрат между управляющей компанией, зависимыми обществами и проектами. Информация о фактическом выполнении работ и расходовании средств поступает из нескольких источников, что усложняет процесс контроля и анализа.
Отсутствие должного контроля за выработкой и темпами работ на уровне смен приводит к срыву производственной программы. Кроме того, наблюдается перерасход затрат на управление автомобильной и дорожно-строительной техникой из-за недостаточного мониторинга ключевых факторов производительности.
Нередко подрядчики не соблюдают заявленные темпы работ, а возможность их быстрой замены отсутствует. Кроме того, оформление исполнительной документации часто сопровождается задержками и ошибками, что приводит к несвоевременной оплате выполненных работ.
Мероприятия по оптимизации не всегда приводят к заметному снижению затрат проекта. Процесс их согласования часто затягивается, и к моменту внедрения они теряют актуальность. Кроме того, тиражирование успешных практик затруднено, что препятствует обмену опытом между строительными проектами.
По нашим наблюдениям, компании из различных отраслей промышленности - машиностроения, металлургии, горнодобывающей отрасли и других - сталкиваются с аналогичными проблемами при реализации инвестиционных проектов. Для решения этих задач как российские, так и международные компании внедряют и развивают производственные системы, которые помогают структурировать и организовать операционную и проектную деятельность. Однако в автодорожной отрасли практика внедрения таких систем пока не получила широкого распространения. Это открывает возможности для адаптации и развития производственных систем, в том числе в сфере строительства автодорог и инфраструктуры.
Наш опыт работы с российскими компаниями показывает, что для успешного внедрения производственной системы необходим комплексный подход на двух уровнях:
Такой подход позволяет эффективнее управлять ресурсами, выявлять и распространять успешные практики, а также достигать мультипликативного эффекта от внедрения оптимизационных мероприятий.
Эффективное управление строительными проектами требует не только грамотного планирования, но и внедрения системных инструментов, которые помогают минимизировать риски, ускорить процессы и улучшить взаимодействие между всеми участниками. Наш опыт подтверждает, что компании, применяющие на уровне управляющей компании такие ключевые инструменты, как формирование портфеля мероприятий, оптимизация системы управления, развитие компетенций сотрудников и повышение согласованности внутри команд, достигают значительных результатов: сокращают сроки, снижают затраты и повышают общую эффективность управления проектами.
Инструменты управляющей компании
На уровне отдельных проектов успешная реализация зависит от применения конкретных инструментов, которые обеспечивают контроль за сроками, ресурсами и качеством работ. Такие инструменты, как управление критическим путем, мониторинг готовности к началу работ, отслеживание темпов выполнения задач и обеспечение согласованности между всеми участниками, помогают выявлять риски, оптимизировать процессы и достигать плановых показателей, обеспечивая своевременное завершение проектов в рамках целевого бюджета.
Инструменты для проектов
Наш клиент, одна из крупнейших российских дорожно-строительных компаний, столкнулся с серьезной проблемой: при реализации проекта строительства федеральной автомобильной трассы затраты стали существенно превышать плановые показатели. Несмотря на предыдущий опыт внедрения отдельных инициатив по оптимизации бюджета, клиент понимал, что разовые меры уже не справляются. Требовался более системный подход, который позволил бы не только снизить затраты, но и оптимизировать сроки и рентабельность ключевых проектов в портфеле управляющей компании.
Именно тогда клиент и обратился к нам. Наша задача заключалась в том, чтобы выявить возможности для оптимизации строительного бюджета, внедрить производственную систему, включающую инициативы по снижению затрат, а также разработать инструменты проектного управления, которые можно было бы масштабировать на другие объекты.
Мы начали с формирования портфеля мероприятий, направленных на сокращение затрат на 450 млн рублей. Одной из ключевых инициатив стало ускорение строительства моста, который находился на критическом пути проекта. Мы предложили параллельное выполнение работ по устройству железобетонной плиты и ускорили темпы сборки металлоконструкций пролетных строений. Это позволило сократить сроки строительства моста на 100 суток по сравнению с базовым графиком.
Кроме того, мы оптимизировали цикличные операции, такие как устройство опор, прокладка кабельной линии и монтаж автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Мы также сократили количество слоев армирования основания металлической водопропускной трубы и исключили использование вспомогательной техники при монтаже опалубки и подвесов.
Однако на этом работа не закончилась. Мы внедрили 10 инструментов управления строительным проектом, которые существенно повысили эффективность работы клиента. Среди них календарно-сетевой график с выделением критического пути, сессии по его сокращению, месячно-сменный график производства работ, трекеры готовности и темпов выполнения работ, а также линейные обходы и сессии решения проблем.
Чтобы обеспечить оперативное принятие решений, мы разработали и внедрили стандартизированную отчетность и каскад совещаний. Это позволило клиенту не только контролировать текущие процессы, но и быстро реагировать на возникающие проблемы и вызовы.
Результаты превзошли ожидания. Клиент не только сэкономил 450 млн рублей, но и значительно улучшил управление проектами. Внедренные инструменты и подходы стали новой стандартной практикой, которую компания теперь успешно применяет на других объектах.
Кейс выше - яркий пример того, как системный подход и грамотное управление могут превратить сложный проект в успешный кейс, приносящий ощутимые результаты.
Системный подход к управлению и оптимизации процессов позволяет дорожно-строительным компаниям не только справляться с текущими вызовами, но и достигать значительных результатов. Внедрение производственной системы, фокус на планировании, слаженности процессов и развитии сотрудников - ключ к повышению рентабельности и эффективности строительных проектов.
Опыт наших клиентов показывает, что даже в сложных условиях можно добиться успеха, если действовать системно и использовать проверенные инструменты.