25 февраля 2023 года ЕС утвердил десятый пакет санкций, в котором среди прочего введены ограничения на импорт из России битума и асфальта. Несмотря на данный запрет, введенные санкции не окажут существенного влияния на деятельность российских производителей.
За последние 7 лет производство битума в России выросло более чем на 50% превысив 8 млн тонн в год. Ещё более значительный рост показало производство ПБВ (полимерно-битумных вяжущих материалов), объём производства которых приблизился к 1 млн тонн в год, при том что до 2010 года их производство в стране практически отсутствовало.
Такая динамика обусловлена в первую очередь успешной реализацией государственных программ дорожного строительства, по результатам которых протяжённость дорог общего пользования увеличилась на 23% за 10 лет до 1,6 млн км к 2022 году, доля дорог федерального значения в нормативном состоянии выросла более чем в 2 раза и составила 85%.
Развитие экспорта также продемонстрировало высокую динамику. За 7 лет экспорт битума вырос в 2 раза, экспорт ПБВ более чем в 6 раз. При этом в последние годы доля экспорта стабилизировалась на уровне 7% от объёма производства битума и 25-30% от объёма производства ПБВ.
В структуре экспорта на долю ЕС приходится 50% объёма поставок битума и 20% объёмов поставок ПБВ (80% поставляется в Южную Америку и другие регионы). В связи с этим новые санкции ЕС затронут не более 3,5% битума и 6% ПБВ, производимых в России.
Основные риски для сохранения высокого уровня производства битума и ПБВ могут быть связаны с объёмами перспективного дорожного строительства в России, на которые оказывает влияние текущая макроэкономическая ситуация. При этом на перспективу ближайших 5 лет ожидается устойчивая положительная динамика, обусловленная следующими факторами:
Если компаниям удастся перенаправить поставки битума и ПБВ взамен ЕС на другие рынки, то в условиях сохраняющегося спроса на российском рынке в среднесрочной перспективе компании могут столкнуться с нехваткой мощностей для хранения.
Текущие мощности производства битума составляют 1,2 млн тонн в месяц, что не позволяет произвести больше 8,4 млн тонн битума за 7 месяцев в период активного дорожного строительства (с апреля по октябрь). Для покрытия спроса в пиковые месяцы и развития экспорта потребуются дополнительные инвестиции в расширение мощностей для хранения битума, объём которых на текущий момент составляет 1,4 млн тонн.
При этом, на отрасль продолжают оказывать влияние ранее введённые санкции, связанные с ограничениями на поставки оборудования, материалов и сырьевых компонентов. Для минимизации данных рисков компаниям требуется дальнейшее развитие программ импортозамещения, повышения надёжности оборудования и совершенствования ремонтных функций.