Перспективы рынка производства битума и ПБВ в России

03.03.2023

25 февраля 2023 года ЕС утвердил десятый пакет санкций, в котором среди прочего введены ограничения на импорт из России битума и асфальта. Несмотря на данный запрет, введенные санкции не окажут существенного влияния на деятельность российских производителей.

За последние 7 лет производство битума в России выросло более чем на 50% превысив 8 млн тонн в год. Ещё более значительный рост показало производство ПБВ (полимерно-битумных вяжущих материалов), объём производства которых приблизился к 1 млн тонн в год, при том что до 2010 года их производство в стране практически отсутствовало.

Такая динамика обусловлена в первую очередь успешной реализацией государственных программ дорожного строительства, по результатам которых протяжённость дорог общего пользования увеличилась на 23% за 10 лет до 1,6 млн км к 2022 году, доля дорог федерального значения в нормативном состоянии выросла более чем в 2 раза и составила 85%.

Развитие экспорта также продемонстрировало высокую динамику. За 7 лет экспорт битума вырос в 2 раза, экспорт ПБВ более чем в 6 раз. При этом в последние годы доля экспорта стабилизировалась на уровне 7% от объёма производства битума и 25-30% от объёма производства ПБВ.

В структуре экспорта на долю ЕС приходится 50% объёма поставок битума и 20% объёмов поставок ПБВ (80% поставляется в Южную Америку и другие регионы). В связи с этим новые санкции ЕС затронут не более 3,5% битума и 6% ПБВ, производимых в России.

Основные риски для сохранения высокого уровня производства битума и ПБВ могут быть связаны с объёмами перспективного дорожного строительства в России, на которые оказывает влияние текущая макроэкономическая ситуация. При этом на перспективу ближайших 5 лет ожидается устойчивая положительная динамика, обусловленная следующими факторами:

  1. Утверждена программа развития дорожного строительства на 2023-2027 годы в размере 13,2 трлн рублей.
  2. Необходимость реконструкции и строительства дорог в новых регионах.
  3. Потребность в развитии дорожной сети восточного и юго-восточного направлений.
  4. Необходимость увеличения доли дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии в 2 раза.

Если компаниям удастся перенаправить поставки битума и ПБВ взамен ЕС на другие рынки, то в условиях сохраняющегося спроса на российском рынке в среднесрочной перспективе компании могут столкнуться с нехваткой мощностей для хранения.

Текущие мощности производства битума составляют 1,2 млн тонн в месяц, что не позволяет произвести больше 8,4 млн тонн битума за 7 месяцев в период активного дорожного строительства (с апреля по октябрь). Для покрытия спроса в пиковые месяцы и развития экспорта потребуются дополнительные инвестиции в расширение мощностей для хранения битума, объём которых на текущий момент составляет 1,4 млн тонн.

При этом, на отрасль продолжают оказывать влияние ранее введённые санкции, связанные с ограничениями на поставки оборудования, материалов и сырьевых компонентов. Для минимизации данных рисков компаниям требуется дальнейшее развитие программ импортозамещения, повышения надёжности оборудования и совершенствования ремонтных функций.

Авторы

  • Владимир
    Партнёр