Вызовы новой реальности в ТОиР

22.03.2023

Резюме

  • Новая реальность, в которой оказалась промышленность Российской Федерации накладывает свои ограничения, ключевыми из которых стали введенные санкции и уход западных компаний, поставляющих оборудование и оказывающих услуги сервиса, а также возникшие сложности с логистикой поставок, оплатой запчастей и оборудования.
  • Основные игроки свернули свои офисы, разорвали контрактные обязательства перед российскими промышленными компаниями. Сложившая ситуация доставляет массу проблем для успешной производственной деятельности Российской промышленности, но при этом дает большие возможности для технологического суверенитета при условии, что мы не совершим ошибок времен распада СССР.
  • В краткосрочной перспективе на горизонте 1-2 лет, ситуация с оборудованием и сервисом такова, что даже если удастся достаточно быстро «импортозаместиться», наладить параллельный импорт, найти аналоги в дружественных странах, снижение уровня производства скорее всего произойдёт, потому что промышленность была не готова к такому внезапному развитию событий.

Давайте более подробно и структурированно разберем сложности, с которыми сейчас сталкивается российская промышленность и какие основные проблемы и вызовы сейчас стоят перед нами.

Снижение доступности оборудования, рост внеплановых простоев

Невозможность качественного обслуживания оборудования в связи с отсутствием специалистов или специального инструмента. Причина этого в том, что многие современные компании в целях погони за прибылью выводили свои ремонтные производства на аутсорсинг, переставали поддерживать средне-специальное образование, потеряли преемственность поколений в ремонтных цехах. Компании в прошлые годы не развивали свои ремонтные подразделения, не вкладывались в обновление станочного парка и закупку инструментов.

Рост внеплановых простоев. Качество ремонтов также снизилось из-за применения аналогов запчастей. Межремонтные пробеги на многом оборудовании были увеличены в связи с логистическими трудностями поставок запчастей в срок. Вся система ТОиР сейчас рассинхронизирована по срокам и графикам ремонтов.

Отмены, перенос плановых и капитальных ремонтов в связи с отсутствием запчастей. Компании вынуждены сдвигать вправо сроки капитальных ремонтов, тем самым принимая риски выхода из строя оборудования из-за увеличенных пробегов.

Снижение удельной производительности и качества управления активами

Введенные санкции привели к снижению производительности из-за невозможности использования высокоэффективного оборудования. При переходе на китайское или отечественное оборудование производительность снижается по причине его низкого качества. Также растет количество простоев, сложнее управлять показателями технической готовности.

Вместе с тем, после ухода сервисных компаний снизилось качество управления активами вследствие нехватки компетенций и специалистов для эффективного управления процессами ТОиР. Ранее все работы выполнялись в рамках сервисных договоров (поставка, склады, надежность, стратегия и пр.)

Снижение эффективности капитальных проектов

Возникновение необходимости перепроектирования под альтернативные технические решения, что привело к сдвижкам вправо всех проектов модернизаций, где планировалось оборудование из стран, поддержавших санкции.

Срыв сроков поставок оборудования или значительное увеличение стоимости капитальных проектов.

Повышение себестоимости производства

Увеличение конечной стоимости запчастей и оборудования в связи с удорожанием логистики и стоимости финансовых транзакций. Увеличение рабочего капитала – необходимость увеличения остатков на складах и в поставке

Все эти обстоятельства заставили российскую промышленность применить следующие подходы:

  1.  «Каннибализация» оборудования, то есть использование части техники как доноров запчастей. Здесь следует обратить пристальное внимание на динамично развивающийся рынок аналоговых запчастей и параллельного импорта. Впрочем, этим путём промышленные компании следуют уже давно.
  2. Поход в Китай. При всей очевидной рациональности такого подхода, «Поднебесная» пока не готова полностью обеспечить необходимый объём оборудования, чтобы заместить западные компании. Также не решен вопрос обслуживания и поставки запчастей, и остаются вопросы к качеству. Более того, переход на китайское оборудование не является импортозамещением, это просто смена зависимости от Запада на зависимость от Востока.
  3. Развитие собственного или совместного производства. Например, в горной технике: МОАЗ и Норникель планируют совместное производство техники в Красноярске для нужд Норильска. Или ЧЕТРА, которые недавно заявили о создании своей линейки техники. И в том, и другом случае, это процесс очень длительный, связанный с отсутствием необходимых компетенций, оборудования и опыта.

В текущих реалиях промышленность усиленно ищет выход из ситуации, которую мы создали сами, когда «разрушили» советское машиностроение, пересели на западную технику и оборудование и стали зависимы от западных сервисных компаний.

Что же следует предпринять российским промышленным компаниям и какие шаги может предложить компания «Партнеры в эффективности» для выхода из сложившийся ситуации? Давайте их рассмотрим.

Первый шаг: повышение надежности существующего оборудования

  1. Корректировка стратегии обслуживания с учетом повышения значимости обслуживания основного оборудования, проблем с поставками и сервисом.
  2. Переход на узловой ремонт с поддержанием необходимого фонда в запасе.
  3. Повышение эффективности процессов надежности, запуск системы сбора отказов, расследований и разработки мероприятий по снижению рисков повторных и возможных отказов.
  4. Повышение качества выполнения работ, управление подрядчиками или собственным ремонтным персоналом. Разработка методик контроля, анализа работ. Повышение качества приемки работ.
  5. Внедрение цифровых инструментов для контроля состояния и проведения работ, как пример приложение «Цифровой ремонт», которое позволяет контролировать процессы выполнения остановочных капительных ремонтов.

Второй шаг: развитие собственного ремонтного производства

  1. Развитие собственных ремонтных мощностей, оснащение оборудованием, выстраивание системы заказов и определения кто и что будет изготавливать.
  2. Проработка возможных совместных предприятий для реализации ремонтных процессов.

Третий шаг: повышение эффективности процессов закупок, логистики и управления складами на предприятии

  1. Проработка с торговыми представительствами стран партнеров логистики поставок и изготовления аналогов запчастей и оборудования.
  2. Проработка логистических цепочек поставок через дружественные или нейтральные страны.
  3. Повышение эффективности складских запасов, разнесение по категориям запасов, в зависимости от выборных стратегий ремонтов.
  4. Проработка долгосрочных контрактов на поставку техники, снижение рисков оказаться в схожей ситуации через 3-5 лет.

Четвертый шаг: корректировка капитальных проектов

  1. Оптимизация NPV - корректировка масштабов, сроков, затрат на проекты капитального строительства.
  2. Повышение эффективности проектирования, строительно-монтажных работ и всех сопутствующих процессов, внедрение эффективной операционной модели управления.

Компания «Партнёры в эффективности» поможет быстрее выполнить все эти и многие другие шаги. Сложившаяся ситуация является для российской промышленности временем возможностей, и уже есть примеры успешно реализованных решений.

Например, кейс из нашего проекта по ремонту горной техники. Одна из Российских горных компаний столкнулась с уходом с рынка производителей шахтной техники Sandvik, Epiroc, Normet, Paus и др. Компания осталась без сервиса и складов запчастей, потребовалось создавать собственное ремонтное подразделение, находить и обучать людей. Одновременно необходимо было менять стратегии ремонтов, переходить на агрегатный ремонт техники, выстраивать новые цепочки поставок и связывать их с графиками наработок основных агрегатов. Это помогло удержать КТГ и не снизить темпы добычи и проходки.

Авторы

  • Илья
    Младший партнер